Инвестиционный менеджмент в экономике России
В теории управления инвестиционными процессами выделяется три уровня иерархии инвестиционного менеджмента в национальной экономике: макроуровень (уровень страны в целом), мезоуровенъ (уровень отдельных регионов) и микроуровень (уровень отдельной корпорации, фирмы, предприятия).
Главная задача теории, изучающей инвестиционные процессы, - исследование путей и направлений их активизации, разработка методологии адекватной экономической оценки инвестиций на всех перечисленных уровнях иерархии инвестиционного менеджмента, позволяющей определять и обосновывать для потенциальных инвесторов наиболее эффективные направления вложения их капиталов, а для участников инвестиционного процесса, инициирующих инвестиционные проекты и предложения и реализующих их, - варианты наиболее эффективного использования инвестиций.
Основными задачами инвестиционного менеджмента на макроуровне являются:
формирование и осуществление государственной инвестиционной политики;
формирование нормативно-законодательного поля инвестиционных процессов в российской экономике;
формирование инвестиционного климата российского государства;
определение состава участников инвестиционного рынка России и правил его функционирования;
определение приоритетов государственной инвестиционной политики и др.
Для определения приоритетов инвестиционных потоков, являющегося одной из главных задач инвестиционного менеджмента на макроуровне национальной экономики, необходим прогноз развития инвестиционной сферы на ее пути к рынку. Это целесообразно по крайней мере по трем причинам:
Во-первых, инвестиционная сфера и тесно связанное с ней капитальное строительство призваны обеспечить ускоренное создание и обновление основных фондов национальной экономики, предназначенных для стабилизации и развития производства и решения насущных социально-экономических проблем. Роль этой сферы деятельности особенно важна в период структурной перестройки экономики страны и вывода ее из кризисного состояния.
Во-вторых, поскольку сущностью инвестиционно-строительной деятельности является осуществление различных инвестиционных программ и проектов, то именно эта сфера, как во всем мире, так и в нашей стране, является традиционной сферой эффективного управления проектами. Именно здесь накоплен богатый опыт и имеется целый арсенал методов и средств управления проектами, которые уже сейчас могут быть успешно использованы.
В-третьих, в условиях проводимых реформ сама инвестиционная сфера претерпевает коренные изменения. К важнейшим из них относятся:
структурная перестройка экономики страны, в том числе и инвестиционной политики;
разгосударствление и приватизация организаций и предприятий и трансформирование их производственных и организационных структур;
разрушение структур централизованного управления и регулирования инвестиционной деятельности, строительного комплекса и его материально-технического обеспечения;
изменение хозяйственных механизмов и переход на экономические методы управления;
демонополизация производства и сбыта и появление новых рынков и конкуренции;
изменение системы управления и регулирования в этой сфере и многое другое.
Мезоуровенъ национальной экономики или уровень отдельного региона - субъекта федерации - должен рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельный, с точки зрения теории инвестиционного менеджмента, аспект управления инвестициями, с другой, - как связующее звено между макро- и микроуровнем, поскольку именно в регионах реализуется государственная инвестиционная политика, развитая и дополненная региональной политикой в отношении инвестиций.
1 2